Картина Валентина Серова «Девочка с персиками» известна не только в России, но и за рубежом. На ней изображена двенадцатилетняя Вера Мамонтова – дочь Саввы Ивановича Мамонтова – яркого представителя русского купечества второй половины XIX века, промышленника и мецената.

Девушка с кленовой веткойСпустя девять лет другой известный художник – Виктор Михайлович Васнецов, очарованный красотой и нежностью двадцатилетней Веры, пишет портрет «Девушка с кленовой веткой».

В 1900 году Вера знакомится с Александром Самариным – представителем известного дворянского рода,будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы. Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

26 января 1903 года в Москве в церкви Бориса и Глеба (это был приход Самариных) состоялось венчание Александра Дмитриевича и Веры Саввишны Мамонтовой, которую с любовью приняла вся семья Самариных.

 Род Самариных более шести веков верно служил российским государям. Предок Самариных Нестор Рябец был воеводой у Святого Благоверного князя Даниила Московского. Его внук – Иван Родионович Квашня командовал полком на Куликовом поле и вместе с преподобным Сергием Радонежским принял духовное завещание Святого Благоверного князя Дмитрия Донского у его смертного одра. В 1613 году Самарины находились в первых рядах Земского собора, избравшего на царство Михаила Романова. В XVIII веке М.М.Самарин много лет был членом петровского Сената, а его сын Н.М.Самарин – прокурором и вице-президентом Коммерц-коллегии. В XIX веке Ю.Ф.Самарин-известный славянофил, был одним из авторов реформы 1861 года. В Павлово-Посадском уезде у Самариных было большое имение, в их собственности числилось 16 деревень. В последней трети XIX и в начале XX столетий представители семьи Самариных избирались предводителями уездного дворянства.

Молодые поселились в своем доме в Богородске. Все предвещало прекрасную счастливую жизнь. Родилось трое детей у молодых родителей: сын Юрий, дочь Елизавета и сын Сергей. И вдруг — смерть. 27 декабря 1907г. Умерла Вера Саввишна, всего через 5 лет после свадьбы. Похоронили её в любимом Абрамцеве рядом с церковью. Страшное горе для всех. Александр Дмитриевич до последних дней своей жизни сохранил любовь и верность своей жене. В 1908 году, вскоре после смерти жены, А.Д. Самарин был избран московским губернским предводителем дворянства. С семьей перебрался в Москву. Дом в Богородске был продан …

 В 1910 году крестьяне трех деревень: Бразуново, Аверкиево и Дергаево, обратились к землевладельцуhram Самарину А.Д. и Благочинному протоиерею Константину (Голубеву) с просьбой о постройке каменного храма. После смерти Веры, Александр Дмитриевич часто задумывался о строительстве храма в память о ней. Разрешение в Консистории было получено и началось строительство храма. Храм был спроектирован архитектором В.Н.Башкировым в стиле храмовой архитектуры XVII века. Этим архитектором в 1900-1903 г.г. по рисункам художника В.М.Васнецова был реконструирован фасад центрального здания Третьяковской галереи.

Дочь Самарина вспоминает: «В эти годы с большой любовью и увлечением отец строил храм в селе Аверкиево Богородского уезда. Это была его инициатива, и, видимо, тоже в память моей матери. Храм был в стиле XVII века — светлый, большой, радостный, очень удачный по архитектуре».

Постройка каменного храма Живоначальной Троицы началась в 1911 году. В 1914 году храм был отстроен. В 1915 году 12 января был освящен главный престол во имя св. Живоначальной Троицы местным благочинным протоиереем Константином (Голубевым) (ныне причислен к лику святых как новомученик). Оставшиеся два престола во имя св. Благ. Князя Александра Невского и св. Чудотворца Николая были освящены 22 ноября того же года.

Храм получился большой, светлый. Результатом оказались довольны все – и храмоздатель, и духовенство и простой люд. В нем побывали видные иерархи Церкви, члены семьи Самариных и Мамонтовых, государственные и общественные деятели, художники-передвижники, философы.

В Первоначальном виде храм просуществовал 20 лет…

После 1917 года на это поколение выпали страшные потрясения и испытания. Так – Благочинный отец Константин (Голубев) – видный миссионер и духовный наставник, в 1918 году был расстрелян большевиками без суда и следствия. Священник Николай (Фелицын), принимавший участие в освящении храма и богослужениях – расстрелян в 1937 году, как враг народа. Они причислены к лику святых, как Новомученники и Исповедники Российские.

Жизненный путь Александра Дмитриевича Самарина во многих чертах  повторяет их путь, путь истинных воинов Христа.Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза…

Разрушение храма Святой Троицы началось в 1930-х гг. Безжалостно сжигались на кострах богослужебные книги и иконы, разворовывалось церковная утварь, разрушались стены и сбрасывались купола.

samarinПо воспоминаниям местной жительницы, которой в 1990 г. исполнилось 85 лет и которая венчалась в этой церкви, местный активист-комсомолец вскоре после закрытия церкви проводил атеистические занятия с населением, выносил из церкви иконы, колол их топором на глазах собравшихся и говорил: «Вот я иконы колю, а Бог мне ничего не делает, значит его нет «. По словам той же женщины, «кончил он плохо».

Храм использовали, как склад для удобрений и ядохимикатов, пары которых постепенно разрушали внутреннюю отделку, а затем и стены храма.

Затем церковь превратили в колхозное овощехранилище. Пытались конечно, и церковь разрушить. Кому-то очень нужен был кирпич. Но не сумели. Кирпич был местного производства, его не возмешь-рассыпается. 1Это, во-первых. А во-вторых, кладка была на очень крепком растворе.

Около церкви были дома священно- и церковнослужителей. Священники были репрессированы, а в доме организовали артель по пошиву картузов и шапок. Теперь их нет. Сторожка лет 20 назад была подарена председателем совхоза  одному москвичу, выходцу из Дергаева. Теперь ее превратили в дачу.

В 90-е годы от церкви остались развалины.